Точка сбора группы
Волгоград
09:00-09:45 - Встреча туристов в аэропорту / ж/д вокзале.
Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.
Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается родиной калмыкой, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.
Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.
09:00-09:45 Встреча туристов в аэропорту / ж/д вокзале г. Волгоград
10:30 Бранч в кафе «Элит» г. Волгоград- включено в стоимость
11:10 Знакомьтесь, Волгоград - 2 часа
Главные места и богатая история «города трех имен» на насыщенной обзорной экскурсии Когда-то Волгоград назывался Царицыным и Сталинградом. Вы услышите о разных эпохах жизни города, вспомните древние легенды и предания, познакомитесь с местными традициями и посетите главную высоту России — Мамаев курган. А еще раскроете, как Волгоград связан с книгой рекордов Гиннесса!
Что вас ожидает
Прошлое и настоящее Волгограда
Вы увидите все знаковые достопримечательности города: нулевой километр, площадь Павших Борцов, Вечный огонь и дом Павлова, где 58 дней героически держали оборону советские бойцы. Погуляете по центральной набережной и аллее Героев, оцените современный стадион Волгоград-Арена и рассмотрите руины паровой мельницы Гергардта начала XX века. А также посетите знаменитый мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и понаблюдаете за сменой роты почетного караула в зале воинской славы.
Царицын, Сталинград и Волгоград
Сегодня Волгоград — крупный промышленный и культурный центр. Вы не только понаблюдаете за его современной жизнью, но и совершите путешествие во времени. Внезапно услышите стук копыт Золотой Орды и канонаду войск Пугачева. А также увидите белокаменную церковь, где, по преданию, крестили будущего атамана Степана Разина. Посетим мы и старый Царицын — город-крепость, защитник южных рубежей России и центр православия на Волге.
13:30 Выезд в г. Элиста - 290 км- 4 часа
14:40 Санитарная остановка в п. Дубовый овраг. Есть кафе, кофе, чай приобретаются самостоятельно
16:00 Остановка у Хлебникова поля, Малодербетовский район, Калмыкия – 90км от г. Волгоград, Памятник Велимиру Хлебникову
Велимир Хлебников – поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. По мнению Романа Якобсона, был наибольшим мировым поэтом XX века.
Поэзию Велимира Хлебникова отличает своеобразие и самобытность, в ней присутствуют неологизмы, которые придумал сам автор. Его творчество – это переплетение философских и мифологических мотивов. Хлебников самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Но непреложной истиной остается только его исключительный талант и любовь к родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии.
Родина величайшего из поэтов Серебряного века – калмыцкое село Малые Дербеты.
Именно там (26 октября по старому стилю) 9 ноября 1885 года родился Виктор Хлебников (настоящее имя литератора), и стал третьим ребенком Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников принадлежал к старинному купеческому роду, был орнитологом и лесоводом, основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря ему Виктор полюбил природу и увлекался естественными науками.
Многие спорили и спорят о Хлебникове, пытаясь определить личность поэта: безумец или гений? Или гениальный безумец? Но были и другие определения: «Новейший Колумб словесных Америк», «Ведун наших дней» и даже «Русский дервиш» за пристрастие Хлебникова к постоянным путешествиям и перемещениям. «Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу, в его привычкой стоять на одной ноге… с его внезапными отлетами… и улетами во времена будущего», – вспоминал Николай Асеев.
Тот же Асеев отмечал, что «все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно.
Действительно, нельзя было представить себе другого человека, который так мало заботился о себе. Он забывал о еде, забывал о холоде, о минимальных удобствах для себя в виде перчаток, галош, устройство своего быта, заработка и удовольствий. И это не потому, что он был лишен какой бы то ни было практической сметливости или человеческих желаний».
Неповторимость и странность судьбы В. Хлебникова сделала его легендой в истории поэзии XX века. Писать о Хлебникове как о поэте или как о поэте для производителя, как говорил В. Маяковский, было бы однобоко. В. Хлебников – реформатор, искатель новых путей в лирике, в эпосе, в прозе и драматургии. Многосторонность его литературной одаренности не укладывается в рамки футуризма. Одержимость Хлебникова неотделима от его творческих и идейных исканий. Почитатели Хлебникова без умолку твердили о грандиозном художественном эксперименте, о создании Хлебниковым нового языка, который сумеют постичь лишь в будущем. Литературный критик Дмитрий Мирский писал в 1935 году: «Все-таки Хлебников остается – и всегда останется – «трудным поэтом», трудным даже для искушенного читателя стихов. И это не только вследствие крайнего своеобразия его поэтического мышления, но и потому, что творчество его крайне неравноценно, и в нем нелегко отделить главное и ценное от засоряющего и запутывающего, металл поэзии от шлака».
Велимир Хлебников «Мне мало...»
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912, 1922
16:30 Продолжаем путь в г. Элиста -200 км- 2,5 часа
19:00 Приезд в г. Элисту
19:15 Ужин в кафе калмыцкой кухни (Под запрос, европейская кухня)- включено в стоимость Фолк программа- благопожелание от солистов народного ансамбля «Зултурган». Калмыцкие песни.
Заселение в отель. отдых
09:00 Завтрак в отеле
10:00 Встреча с АВТОРОМ ПАМЯТНИКА ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ– ЗНАМЕНИТЫМ СКУЛЬПТОРОМ И ХУДОЖНИКОМ- ГРАФИКОМ СТЕПАНОМ КИМОВИЧЕМ БОТИЕВЫМ (В том случае, если не будет в это время скульптора в республике, т.к. он часто выезжает на выставки и форумы, будет произведена замена на встречу с интересным собеседником, знатоком творчества Хлебникова, Кугультинова)
Ботиев Степан Кимович
Российский скульптор и график, родившийся в Алтайском селе «Ясное солнце» в 1957-ом году. С 1958-го года живет и работает в Калмыкии. Член ВТОО «Союза художников России», Заслуженный художник Республики Калмыкия (2012). «Заслуженный художник Российской Федерации» (2019), более двадцати лет, работавший над созданием графической серии под названием «Хлебниково поле». В 1995 году удостоен серебряной медали Российской Академии художеств за создание памятника Велимиру Хлебникову, установленного на родной земле поэта, в селе Малые Дербеты в Калмыкии в 1992 году.
И, конечно, имя Степана Ботиева неразрывно связано с любимейшим кузнецовцами поэтом Велимиром Хлебниковым, звучавшим в многочисленных художественных музейных проектах.
Степан Ботиев исследователь жизни и творчества Хлебникова, автор графических серий к его поэмам и стихам, создатель, пожалуй, одного из самых трогательных и гармоничных памятников Велимиру Хлебникову. Фигура поэта установлена на его родине в калмыцких степях, рядом с поселком Малые Дербеты.
Мастер-класс по графическому рисунку от Члена ВТОО «Союза художников России», Заслуженного художника Республики Калмыкия (2012). «Заслуженного художника Российской Федерации» (2019), СТЕПАНА БОТИЕВА
11:30 Посещение центрального Хурула «Золотая Обитель Будды Шакьямуни», участие в ежедневном молебне.
Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года.
Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты. С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире
12:30 Время на обед в кафе города, оплата самостоятельно
13:30 Посещение хурула «Сякюсн Сюме»
Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) — буддийский храм в Республике Калмыкия. Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан.
Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по- тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе – «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году.
Это место в 1992 году было освящено самим Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию, а спустя четыре года на этом месте был возведен хурул «Сякюсн-Сюме». В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию и Элисту в третий раз, с целью проведения церемонии «раднэ», после которой хурул по праву становился настоящей обителью божеств. Можно увидеть, где живут монахи, рядом расположен небольшой домик, в котором Далай лама ХIV даровал Учения буддистам Калмыкии и России
14:20 Выезд в степь, на границу двух геоморфологических зон, Кумо-Маныческой впадины и Ергенинских возвышенностей, посещение природного памятника и буддийской святыни «Одинокий тополь» с целебным родником- 20 км.
15:00 Посещение природного памятника «Одинокий тополь»- победитель конкурса «Главное дерево страны - Российское дерево года» 2019 г.
Победитель этого года – тополь из Калмыкии, 103 года по данным ЦДЭ на 2019 г. (№390 в реестре старовозрастных деревьев России) набрал 13421 голос!
Степь. Огромное, на первый взгляд безжизненное пространство, далеко на горизонте смыкающееся с небом. На этой неправдоподобно ровной земле, пронизанной ветрами и обожженной жарким солнцем, живут тысячи животных - обитателей степи. Энергии солнца и скудной растительности хватает и табунам лошадей, и отарам овец, и стадам диких сайгаков. И для того, чтобы их увидеть надо подобно древним кочевникам, ехать в степь и наблюдать. Энергия степи питала волю и мужество великих завоевателей прошлого.
По этой земле пришли орды древних монголов и гуннов, на ней строили свои города. Про степь слагали легенды и песни. Её боялись и боготворили. И в наши дни степь продолжает жить своей особой жизнью. Природный памятник местного значения "Одинокий тополь" - этот тополь у калмыков-буддистов считается священным деревом. Его окружают восемь будийских ступ. Ежегодно здесь совершают большой молебен монахи из Центрального хурула.
17:30 Пешеходная экскурсия по центру города с осмотром ротонды «Пагода семи дней», где установлен самый большой в Европе молитвенный барабан – «кюрде» с 75 миллионами мантр, скульптурных композиций, статуи Будды Шакьямуни, Алтн Босх - Золотых ворот
Посещение памятника Александру Сергеевичу Пушкину:
Калмыцкая тема отражена в ряде произведений Пушкина, так как калмыки уже были более двухсот лет подданными России, сражались с ее врагами и верно охраняли южные границы государства. Калмыцкая конница участвовала в Северной войне на различных направлениях боевых действий, в схватках с крымскими и кубанскими татарами, а также в персидском походе Петра I; громкую славу стяжали калмыцкие кавалерийские полки и в Отечественной войне 1812 года.
Памятник великому русскому поэту установлен в центре города Элиста.
Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин был очень хорошо знаком с калмыками. Во время военного похода в Арзрум 1829 года он встречался с калмыками, результатом чего было известное стихотворение «Калмычке» и воспоминания о встрече. В 1833 году Александр Сергеевич завершает работу по книге История Пугачевского бунта, где часто упоминает о роли калмыков в нем. 1836+ году поэт пишет известное стихотворение «Памятник», со строками «И друг степей калмык…»…+
Разумеется, в творчестве Пушкина упоминаний о калмыках гораздо больше, чем перечислено, и их выявление и анализ — поле деятельности академических ученых.
Как известно, великий/величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин довольно хорошо разбирался в истории ойратского - калмыцкого народа, доказательством чему служат как его заметки при подготовке рукописи исторического романа "Капитанская дочка", так и такой факт, что его друг - "первый российский китаист" Иакинф (Бичурин) специально для понимания Пушкиным ойратов как народа снабдил его еще не вышедшим в печать рукописным вариантом своего сочинения "Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени" (издано в 1834 г., "Капитанская дочка" опубликована в 1836 г.). Также довольно широко известно, что Александр Сергеевич Пушкин посещал ойратские кочевья во время своего путешествия на Кавказ.
Знакомство с творчеством Кугультинова Давида Никитича – советским и российским поэтом, классиком калмыцкой литературы. Военный корреспондент, народный поэт Калмыкии, член Союза писателей СССР.
Давид Никитич Кугультинов (Кугультин Дава) родился 13 марта 1922 года в калмыцком селе Абганер Гаханкин, в семье школьного учителя. На формирование Кугультинова как поэта большое влияние оказал калмыцкий национальный эпос «Джангар».
В 12 лет он издал первое стихотворение (а темой был колхозный труд) и получил в подарок томик Карла Маркса. В 18 лет юношу приняли в Союз писателей, а в 1941 году он ушел на фронт.
В мае 1944 года был отозван с фронта в рамках депортации калмыков и сослан в Сибирь. День Победы встретил в концлагере. В дальнейшем около 15 лет находился в ссылке в заполярном Норильске.
Свободный вечер, ужин оплачивается самостоятельно
Завтрак в отеле
10:00 Посещение музея кочевых народов: Музей ойрат-монгольской кочевой культуры - первый интерактивный музей в Элисте.
В монгольской юрте, где разместился музей, гости смогут ознакомиться с предметами быта кочевников, с укладом кочевой жизни, послушать рассказ об империи Чингисхана, об истории ойрат-монголов, о традициях и культуре монгольских кочевых народов. Гости музея смогут полностью погрузиться в быт кочевников: увидеть оружие, доспехи, одежду кочевников, их музыкальные инструменты, сделать фото в монгольской одежде, пострелять из монгольского лука, поиграть в монгольские игры
Презентация «ТОДО БИЧГ» - старокалмыцкая вертикальная письменность ЯСНОЕ ПИСЬМО
Тодо бичиг — это традиционная письменность, созданная на основе классического монгольского алфавита в 1648 году ойратским ученым и просветителем Зая-Пандитой (монг. Огторгуйн Далай; тиб. Намхайджамцо).
Название этой письменности буквально переводится как “Ясное письмо”, ведь в отличие от других монгольских систем письма именно Тодо бичиг наиболее понятен и лёгок для чтения.
Исконно ойраты проживали в Западной Монголии, в 1609 году часть из них откочевала в Поволжье и основала Калмыцкое ханство, на землях которого и располагается современная республика Калмыкия. Зая-Пандита приезжал в калмыцкие земли дважды и во время второго визита в 1655 году (спустя семь лет после создания им Тодо бичиг) привёз с собой свои труды на письменности нового образца.
Изучив в полной мере Тодо бичиг, вы сможете безошибочно говорить на калмыцком языке и не допускать ошибок в ударениях, а также с легкостью понимать традиционный и современный монгольский. Да и изучение санскрита и тибетского не покажется таким уж сложным.
Фотосессия в национальных калмыцких костюмах
11:00 Встреча с джангарчи-сказителем эпоса «Джангар»
Знакомимся с героическим эпосом «Джангр», совместное прочтение и обсуждение эпоса Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является грандиозная героическая эпопея «Джангар».
В «Джангаре» 12 песен, по числу основных героев поэмы.
Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой.. Но вместе с тем у них есть и одна общая черта: страстная любовь к родине. «Джангар» - калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за своё национальное существование.
12:00 Время на обед- оплата самостоятельно
13:00 Посещение национального музея им. Н.Н. Пальмова
Музей был создан 25 марта 1921 года при архивно-музейной секции отдела образования. Экспозиция была основана на коллекциях, собранных учеными-историками Николаем Николаевичем Пальмовым и Павлом Сергеевичем Рыковым. Возглавил объединенную секцию Николай Пальмов. В конце года музей и архив были разделены и Николай Николаевич остался управлять архивом. Для широкого посетителя музей открылся только в 1931 году. В то время он занимал два небольших здания на улице Сусеева.
В настоящее время музей насчитывает около 70 тысяч единиц хранения. Экспозиционные площади музея составляют более 1500 кв.м. В экспозиционных залах подробно представлена история, этнография, культура калмыцкого народа, предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, а также современное изобразительное искусство Калмыкии.
Свободное время
19:00 Ужин в мясном ресторане Гурман/Тамерлан/Легенда, туристы приобретают самостоятельно.
09:00 Завтрак в отеле. Освобождение номеров.
10:00 Выезд в п.Адык -150 км
11:30 Эко-Маршрут «Страна Бумба», 2,5 часа. - Экскурсия к «Поющим барханам».
В древние времена на песках были стоянки различных кочевых народов. На выдутых склонах холмов и сейчас можно найти обломки глиняных сосудов и наконечники стрел ямской, катакомбной, сарматской и скифской культур.
Экскурсия по Розовому озеру.
Маршрут проходит по берегам соленых Меклетинских озер, в воде которых обитает микроскопический рачок Artemia Salina, окрашивающий воду в розовый цвет и принимающий участие в образовании лечебной грязи, которая применяется в лечении кожных заболеваний и производстве косметических средств.
Экскурсия на горящий источник – артезианскую скважину, которую можно поджечь и взять горящую воду в руки.
14:00 Прием в кибиточном стане, разгадывание калмыцкой головоломки «Няярн Шинж», катание на верблюдах калмыцких двугорбых верблюдах породы «Бактриан», стрельба из лука. Метание аркана- включено
15:00 Обед в кафе п. Яшкуль- включено в стоимость
16:00 Трансфер в г.Астрахань-200 км -2,5 часа
18:30 Заселение в отель 3* г. Астрахань
Завтрак в отеле. Выселение.
10:00 Обзорная экскурсия по Астрахани, 2 часа.
Практически вся центральная часть города сохранила свою застройку с XIX века, что делает обзорную экскурсию по Астрахани особенно увлекательной, подобной путешествию на машине времени. Вы посетите такие старые районы Астрахани как Белый город, Коса, Селения, Стрелка, Эллинг и другие. Главное украшение города и неизменный объект посещения туристов – уникальный архитектурный ансамбль, памятник военно-инженерного искусства второй половины XVI века – Астраханский кремль.
Построен был в 1580-1620 гг. Вас ждут красивые центральные улицы города и прогулка по Белому городу.
Это старейший район русской Астрахани с Кремлем, который без преувеличения можно назвать музеем под открытым небом, вы прогуляетесь по Площади Ленина, увидите Лебединое озеро, триумфальную арку и аллею славы героев земли Астраханской, полюбуетесь величественным памятником императору Петру I, пройдетесь по Петровской набережной с видом на Волгу и увидите старинные дома на одной из старейших Астраханских улиц
12:00 Время на обед. оплачивается самостоятельно
13:00 Экскурсия в дом-музей Велимира Хлебникова. Экскурсия включает в себя обзор музея, состоящего из двух частей.
Первая – собственно, квартира, где проживала семья Хлебниковых. Именно сюда с 1911 по 1919 гг. Велимир Хлебников неоднократно приезжал к родителям. Квартира включает в себя пять комнат с коридором и верандой:«Родословная», «Гостиная», «Комната Веры», «Комната Велимира», «Зал Велимира Хлебникова», «Уход Велимира», «Хлебниковская веранда».
Вторая часть музея – квартира напротив, где проживали соседи Хлебниковых и в настоящий момент располагаются выставочные залы (экспозиция на постоянной основе): «Живопись Веры Хлебниковой», «Графика Веры Хлебниковой», «Графика Петра Митурича», «Веранда Мая Митурича», «Графика С.К. Ботиева», «Музейная библиотека».
В основе экспозиции музея – «хлебниковская коллекция», принесённая в дар Маем Митуричем-Хлебниковым, племянником Велимира. В неё входят фамильная библиотека, предметы обихода семья Хлебниковых, прижизненные издания Велимира, его личные вещи, полотна Веры Хлебниковой, Петра и Мая Митуричей.
14:00 Посещение рыбного рынка, сувенирных магазинов
16:00 Трансфер в аэропорт
Конец программы
Волгоград
09:00-09:45 - Встреча туристов в аэропорту / ж/д вокзале.
Стоимость указана на 1 человека в группе от 16 человек при условии двухместного размещения по маршруту:
Возможен другой вариант размещения (по запросу):
Одноместное размещение за дополнительную плату (по запросу).
В группах меньше 16 человек стоимость увеличится, уточняйте при бронировании. Возможно индивидуальное проведение тура от 2 человек (по запросу).
Проживание в отеле Элиста без*, категория ТWIN, двухместное размещение
Питание по программе
Трансфер по программе
Услуги гида
Входные билеты
Авиа или ж/д билеты до точки сбора группы и в обратном направлении
Питание, не включенное в программу
Личные расходы
Сувениры